История конкурса

Идея необходимости практического конкурса по биологии в Санкт-Петербурге буквально витала в воздухе с начала 2000-х. Уже давно было понятно, что биология в том виде, в котором с ней сталкивается большинство школьников, превращается в совершенно теоретическую науку. Это связано и с материальной составлявшей (оснащение кабинетов биологии) и с заметным снижением количества школьных исследовательсих лабораторий и кружков естественнонаучного профиля.

Первым шагом на этом пути стала организация практического тура в рамках городской олимпиады школьников Санкт-Петербурга по биологии. Первый конкурс «Биопрактикум» был организован лишь в 2007 году, благодаря удачному стечению обстоятельств. Позволили его провести 3 обстоятельства: 1) переезд отдела биологии городского Дворца творчества юных в новый, специально оборудованный и оснащенный комплекс на Крестовском острове, 2) накопления опыта проведения упомянутого выше практического тура для школьников 7—8-х классов в рамках городской олимпиады школьников Санкт-Петербурга по биологии, 3) наличие финансирования.

Первый конкурс (Биопрактикум — 2007)

Первый конкурс планировался и организовывался в очень сжатые сроки. При том, что решение о его проведении было принято только в начале сентября, сам конкурс состоялся 25 октября! За это время, во многом благодаря активной работе участников волонтерской команды «Молодежный оргкомитет», были разработаны общая концепция и атрибутика конкурса, информационные материалы, задания, запущен информационный интернет-ресурс, проведен ознакомительный семинар с педагогами-руководителями команд.

Главной идеей конкурса стали демонстрация школьникам того, что биология — прикладная наука, и привлечение внимания учителей и учащихся к современным технологиям в биологии, действительному практическому использованию биологических знаний в самых различных областях. Задания конкурса моделируют работу ученых-биологов, ситуации, с которыми часто приходится сталкиваться на практике. Задачи, поставленные перед учащимися, демонстрируют, какими практическими навыками и компетенциями необходимо обладать специалисту-биологу, знакомят с методами, которые применяются в разных областях науки для решения практических задач.

Исходя из поставленных целей, решено было приглашать участников из 8-го, 9-го и 10-го классов, а количество участников от одного образовательного учреждения ограничить 1 учащимся от каждой параллели, для того чтобы как можно больше школ Санкт-Петербурга прямо или косвенно познакомились с идеями и заданиями конкурса. Изначально запланированное организаторами количество школьников — 60 — было превышено по заявкам на 20 человек, а непосредственно в конкурсе поучаствовали 74 школьника из 39 образовательных учреждения города.

Первый конкурс проводился без отборочного этапа. Все зарегистрированные 8-классники посетили по 3 тематические станции, 9-классники и 10-классники — по 4 станции. Кроме того, все школьники проходили дополнительное письменное тестирование.

Результаты конкурса и отзывы участников побудили организаторов продолжить работу с конкурсом и запланировать его проведение на следующий год.

Дальнейшая история

В 2008 году интерес к конкурсу заметно вырос: число заявок увеличилось почти вдвое, что значительно превысило возможности эколого-биологического центра по проведению практического тура. Было решено ввести отборочный тур в форме письменного тестирования, а количество участников практического было строго ограничено 60 участниками. В том же году конкурс обрел своего постоянного партнера: компания «Аквафор» традиционно предоставляет призы для победителей и призеров конкурса и помогает в оснащении тематических станций приборами и материалами.

В последующие годы количество участников отборочного тура конкурса планомерно возрастало. К 2010 году в отборочном туре приняли участие свыше 400 школьников из 76 образовательных учреждений, после чего это число стабилизировалось в диапазоне 400—500 человек. Практический тур также удалось расширить: сперва до 120 участников за счёт введения второго «потока» участников (теперь конкурс проводится в два захода — утренний и дневной), затем до 150—160 за счёт сокращения маршрута старших классов до 3 тематических станций. Кроме того несколько упростились правила прохождения практического тура, хотя в основном структура конкурса оставалась прежней.

Премьер-лига конкурса

К 2013 году, несмотря на значительно возросшее количество участников конкурса, наметилась тенденция — победителями и призерами «Биопрактикума» часто становились одни и те же участники, некоторые на протяжении 3 лет подряд. Чтобы предложить таким участникам задания, лучше соответствующие их уровню, в 2014 году в рамках конкурса был учрежден новый образовательный проект — турнир премьер-лиги, в котором могут принимать участие только победители и призеры прошлых лет. Участники турнира объединяются в команды по 3—4 человека и затем в составе этих команд участвуют в теоретическом туре (полуфинале) и практическом туре (финале), содержание которых заметно усложнено в сравнении с заданиями обычного конкурса. При этом соревновательный компонент в рамках турнира заметно снижен в пользу образовательного. Дипломы получают все участники турнира (20—35 участников в разные годы).