Охрана природы

Возможные вопросы устного тура станции «Охрана природы»

  1. Что такое природоохранная деятельность? Можно ли поставить знак равенства между терминами «экология» и «охрана природы»? Как вы считаете, какие специалисты востребованы в природоохранной сфере и почему?
  2. Что такое биоразнообразие? Какие уровни биоразнообразия выделяют? Почему важно сохранять биоразнообразие?
  3. Что такое особо охраняемая природная территория? Какие типы ООПТ существуют в России и в мире? В чем их особенности?
  4. Что такое заповедник? Из каких частей он состоит? Чем занимаются сотрудники заповедника? Есть ли заповедники на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области? Расскажите об одном любом заповеднике России по вашему выбору.
  5. Что такое заказник? Чем он отличается от заповедника? Какие заказники находятся на территории Санкт-Петербурга (приведите несколько примеров и расскажите об одном из них по вашему выбору).
  6. Что такое памятник природы? В чем отличие памятника природы от других типов ООПТ? Какие памятники природы находятся на территории Санкт-Петербурга (приведите несколько примеров и расскажите об одном из них по вашему выбору).
  7. Что такое национальный парк? В чем отличие национального парка от заповедника? Расскажите об одном любом национальном парке России по вашему выбору.
  8. Что такое Красная книга и для чего она нужна? Какие природные объекты в ней перечислены? Какие уровни охраны этих объектов принято выделять?
  9. Приведите примеры растений, животных и грибов, занесенных в Красную книгу Санкт-Петербурга и в Красную книгу Ленинградской области? Как вы считаете, почему списки видов в этих двух Красных книгах не одинаковы?
  10. Что в экологии означает термин инвазия? Почему инвазия чужеродных видов является острой экологической проблемой? Приведите 2-3 известных вам примера инвазивных видов, расскажите, на какой территории они распространены. Что такое Черная книга?
  11. Почему важно охранять лесные экосистемы? Какие типы лесов вы знаете, в каких природных зонах они распространены? Расскажите об экологических проблемах, связанных с обезлесением.
  12. Что такое почва? В чем ценность почв для природных экосистем и для человечества? Как вы считаете, почему почвы нередко являются объектом охраны?
  13. Что такое агроценоз? В чем его отличие от природных экосистем? Какие экологические проблемы связаны с освоением территорий для нужд сельского хозяйства?
  14. Что такое опустынивание? Почему опустынивание является одной из глобальных экологических проблем современности? Существуют ли методы борьбы с опустыниванием? Приведите пример пустыни, возникшей в результате деятельности человека, и пример успешной борьбы с опустыниванием.
  15. Что такое эвтрофикация водоемов? Из-за чего она возникает? Расскажите о биологических процессах, которые происходят в водных экосистемах при эвтрофикации?
  16. Что означает термин «загрязнение окружающей среды»? Какие типы загрязнений вам известны? Что такое ПДК и ПДУ, в чем отличие этих понятий и для чего они нужны?
  17. Что такое биоиндикация? Какими экологическими особенностями должны обладать виды, чтобы они могли быть использованы в качестве биоиндикаторов? Приведите примеры таких видов. Расскажите об известных вам методах биоиндикации.
  18. Что такое биотестирование? Какими экологическими особенностями должны обладать виды, чтобы они могли быть использованы в качестве тест-объектов в биотестировании? Приведите примеры таких видов.
  19. Сегодня много говорят об изменении климата. Как изменение климата отражается на природных сообществах? На ареалах распространения видов?
  20. Что такое рациональное природопользование? Приведите примеры рационального и нерационального природопользования в одной любой области природопользования по вашему выбору: лесопользование, использование ресурсов мирового океана, землепользование, рекреационное природопользование.