История олимпиады

Педагогический журнал «Ракурс». Выпуск № 21. О городской олимпиаде школьников по биологии

Павел Николаевич Митрофанов — основатель городской биологической олимпиады

Идея олимпиады возникла у меня в связи с тем, что я готовился написать диссертацию о работе натуралистических кружков в условиях больших городов. Работа эта велась долго. Ну и вот в 1963 году Сергей Владимирович Герд (классик педагогический в натуралистической работы, основатель одной из биологических станций у нас в городе, автор многих книг) предложил собрать материал, в котором можно было бы выявить уровень натуралистической работы с детьми. Конечно, опыт проведения различных конкурсов и олимпиад, к тому времени был накоплен уже изрядный, и поэтому наверное стоит обратится к истории.

Долгое время детские юннатские коллективы были достаточно разрознены. Отдельные кружки встречались друг с другом, но это проводилось в виде конкурсов устных и письменных, смотров и длилось один-два часа. Кружков было много, достаточно сказать, что юннатов в стране были тысячи, сотни тысяч. На базе Центральной станции юных натуралистов был создан своего рода учебный сельскохозяйственный центр, где ребята жили в колонии, их обучали в основном ботаническим делам, давали агрономическую специальность, и они потом шли, выбирали себе будущее.

В Ленинграде в 30-е годы была проведена первая общегородская олимпиада или смотр. Называлась она ИПД — «Искусство пролетарским детям» и проведена была по инициативе студий, художественных кружков. Была издана такая записная книжечка, где присутствовало примерно 16 или 17 разделов — отдельные профили художественного воспитания, отдельные предметы: литература, биология:, и даже пение там было. Школьники могли посетить учителя по данной специальности. На пении, например, надо было исполнить какую-то арию, революционную песню, спеть в хоре. И в книжечку записывали, что школьник сдал соответствующий предмет. Также был и биологический конкурс. Там надо было пересадить какой-нибудь цветок, принять участие в уходе за животными в классе биологии. И если ты заполнил всю книжечку, тебе выдавали металлический значок — треугольничек, на котором были изображены скрипка, перо и еще что-то. Он назывался значок ИПД. Вот это первая попытка проведения такого конкурса.

В 1951 году в Москве, на базе МГУ, по инициативе Петра Петровича Смолина (это очень авторитетный руководитель кружков, работник зоопарка, организатор КЮНа — кружка юных натуралистов) и инициативе биолого-почвенного факультета Московского университета была организована олимпиада. Она проходила в два тура. Первый тур это письменная контрольная работа, второй тур — это игра по станциям, то есть ребята приходили на отдельные кафедры университета и беседовали о различных разделах биологии. В результате выявлялись победители. Уже в первый год своего существования олимпиада объединила более 2000 школьников Москвы.

После войны в Ленинграде Педагогический институт имени Герцена по инициативе Павла Илларионовича Боровицкого провёл конкурс выполнения летних заданий. Тогда были введены летние задания школьникам: по ботанике, по зоологии и др. Причём задания эти были с планами. Посоветовавшись с учителем, можно было взять какую-то тему и, фактически под некоторым руководством учителя, учащийся что-то сажал, кого-то выкармливал. Потом все отчеты и материалы сосредотачивались в педагогическом институте, где выявляли и награждали победителей. Олимпиадой, правда, это не называлось.

В Киеве пошли по другому пути. У них проводился, конкурс «Путешествие в науку». Ребята тоже соревновались, выполняя отдельные задания. Однако кроме московской олимпиады все эти конкурсы проходили для ребят заочно и жюри имели дело только с бумагой. Вот так примерно обстояло дело в стране с разными биологическими конкурсами в то время.

Постольку поскольку я был поставлен перед задачей выявить развитие юннатских кружков в городах, мне необходим был какой-то фактический материал. Вот и возникла идея в Ленинграде попробовать возродить те конкурсы, которые были до войны. Таким образом, было разработано положение об олимпиаде. Мне помогали в этом отношении сотрудники многих учреждений, биологи, конечно, Педагогический институт, а базой был выбран Дворец пионеров. Среди людей, с которыми мы начинали: Нина Яковлевна Романова, Лев Александрович Кузнецов, Евгений Александрович Нинбург. В 1964 году была проведена первая такая олимпиада. В ней приняли участие многие школы города около 300 школ. Но, учтя опыт, который был в других городах, мы сразу поставили немного другие цели и задачи. В первую очередь — содействие более широкому ознакомлению школьников с биологией, повышение интереса к этому предмету и содействие прочному овладению знаниями; организация кружковой работы, связь учителей школ с внешкольными учреждениями, объединение их усилий; координация кружковой работы, то есть составление каких-то типовых программ, тематик и так далее, а так же, развитие творческой инициативы и юных натуралистов, и учителей.

Олимпиада менялась с течением времени, но все основные этапы были придуманы в первые годы ее существования. Центром всех организационных форм в олимпиаде стал Дворец пионеров, натуралистический отдел. Центром педагогическим в основном стал Педагогический институт им. Герцена и институт усовершенствования учителей. Основным научным центром выступил университет. Проведение письменного тура в первые годы проходило в пединституте Герцена. Сбор и оценка работ, а также выставка работ, проходили во Дворце пионеров. Устный тур проходил в Университете. Все собеседования по самостоятельным работам на базе Дворца. Придумывалось много разных дополнительных форм, позволяющих привлекать ребят. «День науки», например, где кроме подведения итогов олимпиады, подводились итоги конференции.

На первой олимпиаде были обобщены и собраны наиболее удачные идеи с других олимпиад, конкурсов, но были и нововведения.

До этого практически все вопросы, которые предоставлялись ребятам, касались фактическим данным. Ну, сколько глаз у паука или сколько ног у таракана. Чтобы ответить на такие вопросы особенно много думать не надо, можно просто запомнить. Поэтому необходимо было придумать вопросы в другой форме. И мы задали себе цель, что бы во всех видах и формах работы должны быть поставлены такие задачи перед школьниками, чтобы можно было проверить глубину их знаний. Именно глубина знаний должна выявлять победителя, а не только умение запоминать, потому что можно запомнить очень многое, но ничего не знать. Следующим нововведением, кстати, нигде ранее не существовавшем, было то что для того что бы стать участником олимпиады, необходимо внести какой-то собственный творческий вклад. Отсюда вторым пропуском, кроме того, что ты должен быть одним из лучших, стало наличие самостоятельной творческой работы. Вот это встретило очень большое сопротивление учителей. Но именно так и решаются те задачи, которые мы перед собой поставили: углубление знаний, заинтересованность, выбор будущей специальности. Мы не ставили конкретных тематик для работ, считали, что здесь-то и должно проявиться творчество. На первую олимпиаду мы получили 2000 работ. Для проверки этих работ было организовано жюри. Причем при подборе жюри был выбран особый подход. Поскольку критерием для научного исследования является достоверность знаний и достоверность данных, оценивать работы могут только дипломированные специалисты. Чуть позже было введено собеседование по самостоятельным работам. Эта форма оказалась более чем успешной. В результате даже новые кружки появились при научных учреждениях. Потому что ученый, побеседовав, приглашал ребят к себе на кафедру. Некоторые кружки всего по 5-10 человек были. Потом многие из этих ребят шли в Университет или другие биологические ВУЗы.

Мы столкнулись с проблемой отбора школьников на городскую олимпиаду, ведь, как оказалось, две тысячи работ практически не охватить. Тогда было решено устраивать первый тур — школьный. И вот тогда-то олимпиада стала настоящей олимпиадой: несколько этапов, как в любой олимпиаде, несколько разделов, причем самых разных. Это уже не конкурс, не смотр, не контрольная работа, а именно олимпиада. И мы предложили учителям проводить школьный тур в той форме, в которой им интереснее. Больше всего проводили в письменной форме, или устно, возможны были: КВН, вечер вопросов и ответов — кто больше ответит, игра по станциям, или просто контрольная работа. Иногда вводили еще несколько этапов: сначала по классам, потом общешкольный конкурс. Иногда только для желающих, иногда обязательно для всех. Естественно, через институт усовершенствования учителей, через педагогический институт мы пропагандировали те или иные формы отбора. От каждой школы мы имели отчет, их вопросники. Используя этот материал и вопросы, которые предлагались экзаменаторами, мы издали несколько сборников. Там около тысячи вопросов. Столько не выучить, это не шпаргалка.

На письменном туре необходимо было создать вопросник по всем разделам биологии. Так как была задача помочь школе, то первую часть вопросов составляли — обязательные, касающиеся школьной программы, а потом 15-20 вопросов на любые разделы биологии, из которых участник может выбрать. Сколько он должен был выбрать — в разные годы по-разному, где-то 6 или 8 вопросов. Вопросы по школьной программе присылали из Института усовершенствования учителей, что-то бралось из отчетов учителей о проведении отборочных туров, что-то придумывали члены жюри, оргкомитета. Все вопросы просматривались специалистами из Университета, и Зоологического института. С годами стало легче, некоторые вопросы мы повторяли, но это было нужно методически, было интересно знать, какой сейчас уровень. А вопросы утверждались, запечатывались и могли знать о них только три человека: председатель жюри, заместитель его «по научной части» и еще один член жюри. Составлялось 7-8 вариантов на каждую параллель, из них выбирался один, запечатывался и убирался в сейф дирекции Дворца до дня тура.

Для того, чтобы оценивать знания мы разрабатывали систему оценок, требования к экзаменаторам и так далее. Надо сказать, что примерно из 30 ВУЗов были эти экзаменаторы, а ведь каждого приходилось уговаривать. У нас принимали участие в олимпиаде аспиранты, которые приезжали в университет, и Пединститут из других городов. Они принимали участие на правах члена жюри. Потом они «везли» впечатление к себе на родину, тем самым происходила передача опыта.

Ни за проверку работ, ни за встречу с ребятами ни копейки никто не получал, все работали для души. Учителя очень активно принимали участие.